Технология в школе
Главная | Регистрация | Вход
Воскресенье, 24.11.2024, 10:52
Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [4]
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 296
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Главная » Статьи » Мои статьи

Современные педагогические технологии

 

2008 С № 3 )_____ Современные педагогические технологии

СОВРЕМЕННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПЕРЕХОД ОТ ПЯТИБАЛЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ОЦЕНИВАНИЯ К САМООЦЕНКЕ С ПОМОЩЬЮ РЕЙТИНГОВОЙ СИСТЕМЫ Н.В.Швецов, учитель технологии МОУ СОЯ/ N9 2, г. Аксай Традиционная пятибалльная система не позволяет четко судить об обученности учащихся. Ведь оценке подвергаются только наличные знания школьника. Старания и ак­тивность его в учебе, творческие способности, как правило, не принимаются во внимание и, конечно же, не учитывается его психологическое и физическое состояние на момент оценивания. Ведь существующая пятибалльная система оценивания (отметка) это своего рода орудие, при помощи которого преподаватель старается карать или поощрять ученика, а при самооценке необходимо, чтобы ученик видел содержательную и развернутую харак­теристику своих результатов, мог бы проанализировать свои достоинства и недостатки, а также мог бы найти пути устранения последних. В связи с этим я поставил перед собой цель исследования по данной проблеме, разработать целостную систему оценивания деятельности на уроках технологии и искус­ства. Поскольку образовательная область технологии, и в частности уроки трудового обу­чения и искусства, являются специфической дисциплиной, то необходимо решить не­сколько основных задач: 1. Разработать иную систему оценивания, которая не ущемляла бы творчества де­тей. 2. Разработать шкалу уровней достижений учащегося и его успешность по предме­ту за определенный период обучения. 3. Создать ситуации для изменения мотивации к учению каждого учащегося.
Никто из нас не любит навязанных действий, чуждых решений, отсутствия выбора. Особенно не любят этого дети. На первый взгляд это высказывание ничем не связано с той проблемой, которая определена темой для данного исследования. Здесь явно выра­жено противоречие: с одной стороны, мы говорим об оценивании учащегося, с другой, о свободе выбора в оценивании знаний. Как же быть? Попробуем разрешить это противо­речие, обратившись к опыту разрешения противоречий в ТРИЗ (теории решения изобре­тательских задач). По этой теории в начале рассматривается идеальный конечный ре­зультат, а затем ищутся пути решения, которые позволят подойти как можно ближе к та­кому результату. В нашем случае идеальным конечным результатом в системе оценива­ния будет самостоятельное оценивание учащимися своих знаний и контроль процесса их получения. А готов ли он к этому? Возникает проблема, по каким критериям учащийся сможет оценивать себя? 14


2008_______ ( № 3 )______ Современные педагогические технологии


Я думаю, что первой ступенью к решению данной проблемы является введение рейтинговой системы, в которой есть возможность построить переход от существующей системы оценивания к идеальному конечному результату - самооценке. Почему же рейтинговая система выбрана как переходная? На мой взгляд, в ней должна быстрее произойти адаптация учащихся при переходе из одной системы оценива­ния в другую. Ведь и в пятибалльной и в рейтинговой системах основной показатель -привычный балл. В рейтинговой системе можно начинать учить учащихся оценивать себя, то есть изменяется содержание оценочной деятельности учителя, которая уже выступает основой для самооценки учащегося. Учитель может демонстрировать положительное отношение к ученику, веру в его возможности, желание всеми способами помочь ему учиться. Откры­вается возможность раскрыть всю суть оценочной деятельности, не просто «знаешь», «не знаешь» - получи оценку, а конкретно раскрыть все критерии, составляющие оценку, все ее компоненты, разработать четкие эталоны оценивания. Предлагаемая система оценивания, конечно, не идеальна, но дает возможность работать в режиме развивающего обучения. После разработки Положения о рейтинговой системе, её внедрении в учебный про­цесс и апробации были выделены основные преимущества данной системы: - осуществляет предварительный, текущий и итоговый контроли; - текущий контроль является средством обучения и обратной связи; - развернутая процедура оценки результатов отдельных звеньев контроля обеспе­
чивает его надежность; - контроль удовлетворяет требованиям содержательности и конструктивной валид-
ности (соответствие формы и целей); -. развернутый текущий контроль реализует мотивационную и воспитательную функции; - развернутая процедура контроля дает возможность развивать у учащихся навыки
самооценки работы и формировать навыки и умения самоконтроля в учебе. Факторы успешности при работе в рейтинговой системе обеспечиваются: - стимулированием повседневной систематической работы по предмету; - снижением роли случайностей при сдаче работ и экзаменов; - повышением состязательности между учащимися в учебе; - исключением возможности протежирования не очень способных и не очень при­
лежных учащихся. Но, все-таки, суть рейтинговой системы должна заключаться в том, чтобы каждая усвоенная тема, каждое действие ребенка имело свою, заранее оговоренную «цену». Рейтинг не имеет никакого смысла, если ему не предшествовал четкий и недвусмыслен­ный договор. Договор между учителем и учеником, заключаемый перед изучением каждой темы: что будет сколько «стоить». Полезно, чтобы ученики действительно вносили свои предложения в текст договора, а не просто принимали его к сведению. Так они постепенно научатся оценивать свои предполагаемые физические и интеллектуальные затраты -умение, совсем не лишнее для жизни. А учитель, со своей стороны, должен приучить де­тей к мысли, что договора всегда соблюдаются. Таким образом, необходимым условием обновляющейся школы становится поиск новых способов оценивания школьников, исключающих субъективизм учителя, часто об­рушивающийся на ребенка как приговор. Так как факторы успешности взаимосвязаны, т.е. один работает на другой, то технологию реализации факторов можно представить сле­дующим алгоритмом: * Для каждого учащегося разработана таблица (личная) успешности, в которую им самим заносятся собственные баллы по пройденным темам. 15


Современные педагогические технологии
Основные показатели Баллы Уровень ]~ДатгГ]
j Отсутствие на уроке 0 01.09 |
i Готов к уроку 0,5 08.09
; Слушал, переписывал 1 ,0-1 .4 Очень слабо 15.09
i Выполнял по алгоритму или образцу (без объяснений) 1,5-2,0 J Слабо 22.09 ч
1 Частично знаю материал, но применить и объяснить не могу 2,1-3,0 | Посредственно 29.09
• Задание выполняю с помощью учителя или с подсказкой одноклассников 3,1-4,0 j Удовлетворительно
[ Объясню и могу выполнить большую часть задания самостоятельно j 4,1-5,0 | Недостаточно хорошо
i Могу объяснить свои ошибки и устранить их с помощью учителя | 5,1-6.0 j Хорошо
I Хорошо знаю теоретический материал, могу связать теорию с практикой 6.1-7,0_ Очень хорошо ~ ~ ......... ;
| Сам могу устранить свои ошибки, могу выполнить творческую работу с j помощью учителя 7,1-8,0
Прекрасно усвоил теорию, работу выполняю аккуратно и точно 8,1-9,0 Прекрасно
| Оригинально, не стандартно могу применить знания на практике, могу i дать объяснения 9,1-10,0 Великолепно
> Учитель также ведет учет полученных баллов учащимися в сводной ведомости
класса. Таким образом, каждый учащийся видит свои успехи и недочеты в выполняемых
заданиях, также и учитель видит динамику роста успешности «или неуспешности» каждого
ученика. * Каждый учащийся создает свой личный эталон, относительно которого учитель и
сам учащийся может увидеть есть ли прогресс в его обучении. Эталоны обновляются че­
рез определенный промежуток времени. * Для стимулирования повседневной работы учащегося на уроках введены сле­
дующие параметры: если классная работа сдается на данном уроке, то ей присваивается
высшая категория, т.е. она может получить высший балл для данной работы, плюс баллы
за креативность работы на уроке. Если выполнение классной работы продолжается дома,
что допускается, то такая работа уже получит на 50% ниже установленных баллов за дан­
ную работу. Такая постановка задач урока стимулирует учащегося к своевременной сдаче
выполняемой классной работы. Качество выполнения учащимися стандартных домашних
работ оценивается с коэффициентом 0,7 от классной работы. Оценка за домашнее зада­
ние может быть выставлена после проведения учителем проверочной работы, содержа­
ние которой полностью совпадает с предыдущим домашним заданием. Педагог имеет
право выбрать для проверки отдельные вопросы (задания) из домашней работы. В ре­
зультате ее учитель может сделать вывод о качестве выполнения домашней работы уча­
щегося. Тем самым учащийся, который систематически и вовремя выполняет все задания,
может рассчитывать на высший балл при итоговом контроле. > Таким образом, снижается роль случайностей при сдаче и оценивании работ. у Естественно, в таких условиях возрастает состязательный момент как между учащимися в классе, так и между классами. * Форма учета полученных баллов (журнал класса, индивидуальная ведомость,
сводная ведомость) дает право утверждать, что при таком методе учета достижений учаще­
гося очень сложно протежировать, кем бы то ни было не очень прилежных учащихся. Однако же и учащимся (группы риска - не очень прилежных) можно исправить свое положение. Для этого существует несколько вариантов: - выполнение дополнительных работ по пропущенным темам или разделу, по кото­
рым набрано мало баллов, с обязательным объяснением; - сдача зачета по пропущенным темам; - учащийся по согласованию с учителем имеет право взять индивидуальную само­
стоятельную дополнительную работу дифференцированного характера. Ее оценка осу­
ществляется в соответствии с критериями и показателями, разработанными для оценки
контрольных и самостоятельных работ, и может быть выставлена после проведения учи­
телем специальной проверочной работы, которая включает а себя отдельные вопросы 16


2008 Современные педагогические технологии
самостоятельной работы. Самостоятельная дополнительная работа не может выполнять­ся учащимся в ходе последней недели четверти (зачетной недели); - зачетная неделя - возможность повысить свой рейтинг за счет выполнения тесто­вых заданий, зачетных вопросов по темам и т.д. Каждый учитель в работе должен пользоваться параллельно двумя оценочными шкалами: нормативной (общепринятой) и индивидуальной, определяющей степень при­ложенных усилий и продвижения в учебе каждого ученика. Анкетирование учащихся по вопросам: 1. Лучше ли рейтинговая система 5-балльной? 2. Чем рейтинговая система Вам не понравилась? 3. Что Вам нравится в рейтинговой системе оценивания? В целом анкетирование показало, что мотивация учащихся к работе на уроках уве­личилась в связи с введением рейтинговой системы. В заключении по работе над поставленной проблемой можно сказать, что в резуль­тате введения рейтинговой системы каждый учащийся получает возможность сопоставить свою работу с работой одноклассников. Также учащийся может не только сравнить свои результаты с собственным первоначальным эталоном, но и увидеть, в каком положении он находится по сравнению с другими. Это можно делать еженедельно на основании те­кущего контроля и это является стимулом для многих учащихся не отставать от других. 8ся информация об успехах находится в рейтинговой ведомости каждого учащегося, по­этому он может не только контролировать свою успешность, но и корректировать ее само­стоятельно. В учебном кабинете вывешивается стенд с выпиской из положения о рейтин­говой системе оценивания и критериями, по которым учащийся сможет себя оценить са­мостоятельно в любой момент урока. И это, в конце концов, должно привести к умению самостоятельно пользоваться критериями оценивания своей учебной деятельности. Приложение 1 Критерии оценивания письменных контрольных и самостоятельных работ (нормативные)
1

Объем правильно выполненных заданий (в % от общего объема работы) , Баллы
Стандартная работа Повышенный уровень
Не превышает 25% 1,0-2,0 1JD - 3,0 Ш
Не преоышает 50% 2,1-4,0 3,1-5,0
Не превышает 75% 4,1-5,0 5.1-7,0
Превышает 75% 5,1 -7,0 7,1-10,0


Литература 1. Амонашвили Ш.А Отметки в школе надо уничтожить. Ростов н/Д., 2003. 2. Гудзенко Е.А. Частично-рейтинговая система контроля качества образовательно­
го процесса. Аксай, 2002. 3. Каптерев. П.Ф. Дидактические очерки. СПб., 1915. 4. Ксензшз~П'Ю. Оценочная деятельность учителя. М., 2000. 5. Нещерет Т. Прогуливать невыгодно. М., 2000. 6. Сероусов И.Ю. О рейтинговом методе преподавания. Брянск, 2001. 7. Твшев Р.Ш. Положение о рейтинговой системе оценки знаний учащихся. М.,
2000. 8. Фармаковский В.И. Методика школьной дисциплины. СПб., 1986. 9. Фармаковский В.И. Охрана здоровья учащихся. СПб., 1972 10. Швецов Н.В. Положение об организации рейтингового контроля качества обра­
зовательного процесса. Аксай, 2001. 17

 

 

 

 

Категория: Мои статьи | Добавил: technologja (29.06.2008) | Автор: Николай
Просмотров: 2358 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 4.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024
    Бесплатный хостинг uCoz