Технология в школе
Главная | Регистрация | Вход
Воскресенье, 24.11.2024, 11:06
Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [4]
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 296
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Главная » Статьи » Мои статьи

Статья к конференции.

                                     Швецов Н.В.

                                                                 зав. кафедрой  «Технология»

                                              МОУ АСОШ № 2,

                                            учитель высшей

                                                                    квалификационной категории,

                                                                         лауреат I Российского фестиваля

                                                                  IT-активных педагогических

                                                                    работников «PRO-движение»,

                                                                          победитель областного фестиваля

                                                                         «Образование. Карьера. Бизнес».

«Инновация» – имеет латинское происхождение. В переводе оно означает – обновление, изменение, ввод чего-то нового, введение новизны.

Понятие «нововведение» (инновация) определяется и как новшество, и как процесс введения этого новшества в практику.

Современная социально-экономическая ситуация характеризуется тем, что многие области человеческой деятельности, в том числе и образование, стремительно развиваются за счет внедрения различных инноваций. Человеку в этой ситуации предстоит быть не только исполнителем в их осуществлении, но и непосредственным творцом инновационных процессов. Сегодня от учителя требуется «готовность достойно встречать каждую профессиональную ситуацию, быть готовым к переподготовке в быстро меняющихся условиях». Активность человека в этих условиях, как утверждают психологи, может быть направлена на лучшее и все более полное приспособление к среде за счет своих собственных резервов и внутренних ресурсов (О.С. Советова), где ключевым фактором динамического развития будет выступать самообразование.

Процесс подготовки учителя к инновационной деятельности (ИД), будучи составляющей, целостного педагогического процесса, может строиться на модульной основе, предусматривающей создание нового, его оценку и освоение. Для вхождения в инновационную деятельность и её реализацию можно предложить три модуля  : «Учитель нового типа», «Развивающаяся школа и инновационный процесс», «Я — учитель-инноватор».

Модуль №1 «Учитель нового типа»

Вхождение в проблему инновационной деятельности (ИД).

Главной задачей модуля «Учитель нового типа» является изучение и обогащение личного опыта и мотивов профессионального роста, стимулирование интереса к ИД.

Результатом первого этапа должно быть осознание социальной и личностной значимости самообразовательной деятельности в жизни человека, значимости инновационной деятельности и необходимости подготовки к ней. В начале совместной работы важно выяснить ожидания педагогов от включения в данную деятельность по подготовке к ИД. Учителям можно предложить вопросы, целью которых является выявление имеющихся представлений о современной школе, учителе, инновационных процессах:

  1. В современной школе я больше всего ценю…
  2. В современной школе я не принимаю…
  3. Своеобразие современной образовательной ситуации, на мой взгляд, состоит в следующем…
  4. Какой учитель, по вашему мнению, соответствует требованиям современной школы?
  5. Какая грань деятельности педагога выступает сегодня на первый план?
  6. Сегодняшнюю школу называют развивающейся. Что Вы под этим понимаете?
  7. Что, на ваш взгляд, изменилось в школе за последние 2-3 года?

Учитель, способный и готовый к осуществлению инновационной деятельности в школе, может состояться тогда, когда он осознает себя как профессионал, имеет установку на творческое восприятие имеющегося инновационного опыта и его необходимое преобразование. И это возможно, если учитель мотивирует свой профессиональный рост не на уровне интуиции, а на уровне личностно-профессионального осознания специфики своей деятельности. Мотив определяет не только содержание деятельности, но и ее характер. Мотив включения в самообразовательную деятельность по подготовке к творчеству на базе инновационных процессов как компонент ориентации учителя на непрерывной образование во многом предопределяет ход всей дальнейшей профессиональной карьеры педагога, а также его личностный рост и самореализацию. Поэтому мотивация выбора данного самообразовательного направления особенно важна на первом этапе, в процессе освоения модуля «Учитель нового типа».

Модуль №2. «Развивающаяся школа и инновационный процесс»

В качестве задач второго модуля самообразовательной деятельности учителя выделяются: активное включение педагогов в преобразовательную деятельность в процессе самостоятельной работы; понимание сущности ИД, изучение основных направлений и форм ИД в образовательной системе; формирование у педагогов ориентации на ИД как ценность. Данные задачи могут быть успешно реализованы при условии систематического ознакомления педагогов с инновационными процессами, происходящими в практике школы; при включении учителей в информационную деятельность с правом свободного выбора аспектов ИД; при обогащении их мотивации профессионально-личностного самообразования.

. Информация инновационного характера в рамках модуля «Развивающаяся школа и инновационный процесс»  ориентируется на следующие идеи:

  1. Развитие образовательного процесса в современной школе должно осуществляется через инновационный процесс.
  2. Теоретическую основу современных инноваций в системе образования составляет установка на человека как ценность в системе «человек — человек» и потребность в самообразовании, в знаниях о закономерностях и особенностях функционирования человека.
  3. Системность видения перспектив развития образования, понимания возможностей и условий становления и развития новых образовательных систем.
  4. Изменения в педагогической деятельности: новые цели, корректировка образовательных учебных планов и программ в соотношении с базовым стандартом, новые типы и системы школ и других образовательных учреждений — этот сложный противоречивый процесс преобразований невозможен без хорошо продуманной и тщательно организованной ОЭР на каждой экспериментальной площадке.
  5. ОЭР в школе (или другом образовательном учреждении) представляет целостный процесс, включающий в себя обоснование и актуальность тематики эксперимента, основной замысел, исходные позиции, предмет, гипотезу, цель, задачи ОЭР; логика и этапы, диагностика и конструирование педагогического процесса определяются с учетом достигнутого уровня педагогической деятельности и реальной готовности к преобразованиям.

Модуль №3. «Я — учитель -  инноватор»

Реализация данного модуля ориентирует учителя на педагогическое творчество на базе инновационных процессов. В связи с чем акцент на третьем этапе самообразовательной деятельности учителя сделан на исследовательской стороне его подготовки и выражает следование принципу взаимодействия педагогической науки и практики. Поэтому в системе работы, через которую реализуется данный модуль, в первую очередь уделяется внимание формированию исследовательских умений и навыков.

В этих целях можно использовать микро задания исследовательского характера, включающий четыре этапа: .

 Знакомство с основными направлениями и проблемами педагогических исследований на современном этапе. Актуальность тематики педагогических исследований для теории и практики. .

Первый этап – развитие творческой индивидуальности учителя, формирование у него способности выявлять, формулировать, анализировать и решать творческие педагогические задачи, а также развитие общей технологии творческого поиска: самостоятельный перенос ранее усвоенных знаний и умений в новую ситуацию, видение проблемы в знакомой ситуации, новой функции объекта, определение структуры объекта, видение альтернативы решения или его способа, комбинирование ранее усвоенных способов деятельности в новой применительно к возникшей проблеме, развитие критичности мышления.

Примерные задания:

  1. Познакомьтесь по авторефератам кандидатских и докторских диссертаций с актуальными проблемами исследований педагогической науки и практики. Зафиксируйте несколько заинтересовавших вас тем.
  2. На основе знакомства с актуальными темами научных исследований классифицируйте их по проблемам.
  3. По возможности проведите интервью с автором исследования, выясните его мнение о ситуации в педагогической науке и современной школе. Проведите подобную беседу с кем-либо из учителей. Соотнесите и проанализируйте полученные сведения.

 Объект, предмет, цели и задачи педагогического исследования.

 Второй этап – овладение основами методологии научного познания, педагогического исследования, введение в инновационную педагогику. Учитель знакомится с социальными и научными предпосылками возникновения инновационной педагогики, ее основными понятиями, творчески интерпретируют альтернативные подходы к организации школы, изучает основные источники развития альтернативной школы, знакомится с различными типами инновационных учебных заведений и т.д. На данном этапе происходит включение учителей в диагностику и анализ инновационной деятельности

Примерные задания:

  1. Изучите 4-5 авторефератов по педагогике. Выделите объект, предмет, цели и задачи исследований. Оцените их с точки зрения практической значимости.
  2. Дайте определение понятий «объект», «предмет» исследования, пользуясь специальной литературой. Дифференцируйте эти понятия.
  3. Выделите объект и предмет творческой работы по избранной вами теме.

Логика, этапы, методика педагогического исследования. .

 Третий этап – освоение технологии инновационной деятельности. Знакомятся с методикой составления авторской программы, этапами экспериментальной работы в школе, участвуют в создании авторской программы, анализируют и прогнозируют дальнейшее развитие новшества, трудности внедрения.

Примерные задания:

  1. На основе авторефератов педагогических исследований составьте общую логическую схему их содержания, выявите их структуру, логику построения.
  2. Назовите основные методы педагогических исследований, пользуясь авторефератами и специальной литературой. Соотнесите выбранные авторами методы с целями и задачами исследования.
  3. Представьте методы вашего инновационного проекта, обоснуйте их выбор.

Критерии оценки качества педагогического исследования. Их научная новизна и значимость.

. Четвертый этап - практическая работа на экспериментальной площадке по введению новшества в педагогический процесс, осуществление коррекции, отслеживание результатов эксперимента, самоанализ профессиональной деятельности. На этом этапе формируется инновационная позиция учителя, как система его взглядов и установок в отношении новшества.

Примерные задания:

  1. По материалам авторефератов составьте таблицу, отражающую научную новизну и практическую значимость научного педагогического исследования, охарактеризуйте механизм взаимодействия науки и практики.
  2. Обозначьте круг теоретических научных положений, служащих базой инновационного проекта по избранной вами теме.

Развитие общества требует от учителя инновационного поведения, то есть активного и систематического творчества в педагогической деятельности. Инновационное поведение – не приспособление, а максимальное развитие своей индивидуальности, самоактуализация. Учитель должен проникнуться мыслью: если кто-то отказывается от части своих ценностей и идеалов, он нарушает свою моральную и интеллектуальную целостность, становится несчастным, утрачивает свободу. Свобода предполагает уважение себя, как личности. В обществе «существуют» специальные приемы, вынуждающие человека прекратить инновационную деятельность. Учителю полезно осознать, пережить и избавиться от психологических барьеров, «комплексов», мешающих реализации инновационной деятельности. Стандартизация поведения и внутреннего мира педагога сопровождается тем, что в его деятельности все большее место занимают инструктивные предписания. В сознании накапливается все больше различных готовых образцов педагогической деятельности. Это приводит к тому, что учитель может вписываться в педагогическое сообщество, снижая при этом уровень креативности. Для осуществления процесса формирования целесообразно разработать педагогическую модель формирования информационной культуры учителя в условиях инновационной деятельности, традиционно состоящую из таких компонентов как цели и задачи, функции, критерии и показатели результативности формирования, содержания деятельности по этапам, методов и организационных форм. К сожалению, есть немало материально-технических, финансовых, социальных трудностей, которые сдерживают инновационные устремления нашего учительства, мешают овладеть в требуемой мере современной духовной культурой, необходимой для творчества. Существует явное противоречие между возможностями и реальным состоянием педагогического сообщества в освоении и оценке нового.

Обществу нужны творчески мыслящие люди, специалисты, а это предполагает творческое освоение современных знаний. Разумеется, многое можно сделать с помощью проблемного обучения, но ведь оно требует больших затрат времени, чем объяснительно-иллюстративные методы, передающие знания в готовом виде. Необходим поиск новых подходов, обеспечивающих эффективность обучения, и он невозможен без инновационной деятельности учителя. Именно поэтому так важно сейчас стремиться развивать готовность каждого учителя к инновационной и научно – эксперентальной деятельности для роста профессиональной компетенции.

 

 

Категория: Мои статьи | Добавил: technologja (29.06.2008) | Автор: Николай
Просмотров: 3943 | Рейтинг: 3.5/2
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024
    Бесплатный хостинг uCoz