Швецов Н.В.
зав. кафедрой «Технология»
МОУ АСОШ № 2,
учитель высшей
квалификационной категории,
лауреат I Российского фестиваля
IT-активных педагогических
работников «PRO-движение»,
победитель областного фестиваля
«Образование. Карьера. Бизнес».
«Инновация» – имеет латинское происхождение. В переводе оно означает – обновление, изменение, ввод чего-то нового, введение новизны.
Понятие «нововведение» (инновация) определяется и как новшество, и как процесс введения этого новшества в практику.
Современная социально-экономическая ситуация характеризуется тем, что многие области человеческой деятельности, в том числе и образование, стремительно развиваются за счет внедрения различных инноваций. Человеку в этой ситуации предстоит быть не только исполнителем в их осуществлении, но и непосредственным творцом инновационных процессов. Сегодня от учителя требуется «готовность достойно встречать каждую профессиональную ситуацию, быть готовым к переподготовке в быстро меняющихся условиях». Активность человека в этих условиях, как утверждают психологи, может быть направлена на лучшее и все более полное приспособление к среде за счет своих собственных резервов и внутренних ресурсов (О.С. Советова), где ключевым фактором динамического развития будет выступать самообразование.
Процесс подготовки учителя к инновационной деятельности (ИД), будучи составляющей, целостного педагогического процесса, может строиться на модульной основе, предусматривающей создание нового, его оценку и освоение. Для вхождения в инновационную деятельность и её реализацию можно предложить три модуля : «Учитель нового типа», «Развивающаяся школа и инновационный процесс», «Я — учитель-инноватор».
Модуль №1 «Учитель нового типа»
Вхождение в проблему инновационной деятельности (ИД).
Главной задачей модуля «Учитель нового типа» является изучение и обогащение личного опыта и мотивов профессионального роста, стимулирование интереса к ИД.
Результатом первого этапа должно быть осознание социальной и личностной значимости самообразовательной деятельности в жизни человека, значимости инновационной деятельности и необходимости подготовки к ней. В начале совместной работы важно выяснить ожидания педагогов от включения в данную деятельность по подготовке к ИД. Учителям можно предложить вопросы, целью которых является выявление имеющихся представлений о современной школе, учителе, инновационных процессах:
- В современной школе я больше всего ценю…
- В современной школе я не принимаю…
- Своеобразие современной образовательной ситуации, на мой взгляд, состоит в следующем…
- Какой учитель, по вашему мнению, соответствует требованиям современной школы?
- Какая грань деятельности педагога выступает сегодня на первый план?
- Сегодняшнюю школу называют развивающейся. Что Вы под этим понимаете?
- Что, на ваш взгляд, изменилось в школе за последние 2-3 года?
Учитель, способный и готовый к осуществлению инновационной деятельности в школе, может состояться тогда, когда он осознает себя как профессионал, имеет установку на творческое восприятие имеющегося инновационного опыта и его необходимое преобразование. И это возможно, если учитель мотивирует свой профессиональный рост не на уровне интуиции, а на уровне личностно-профессионального осознания специфики своей деятельности. Мотив определяет не только содержание деятельности, но и ее характер. Мотив включения в самообразовательную деятельность по подготовке к творчеству на базе инновационных процессов как компонент ориентации учителя на непрерывной образование во многом предопределяет ход всей дальнейшей профессиональной карьеры педагога, а также его личностный рост и самореализацию. Поэтому мотивация выбора данного самообразовательного направления особенно важна на первом этапе, в процессе освоения модуля «Учитель нового типа».
Модуль №2. «Развивающаяся школа и инновационный процесс»
В качестве задач второго модуля самообразовательной деятельности учителя выделяются: активное включение педагогов в преобразовательную деятельность в процессе самостоятельной работы; понимание сущности ИД, изучение основных направлений и форм ИД в образовательной системе; формирование у педагогов ориентации на ИД как ценность. Данные задачи могут быть успешно реализованы при условии систематического ознакомления педагогов с инновационными процессами, происходящими в практике школы; при включении учителей в информационную деятельность с правом свободного выбора аспектов ИД; при обогащении их мотивации профессионально-личностного самообразования.
. Информация инновационного характера в рамках модуля «Развивающаяся школа и инновационный процесс» ориентируется на следующие идеи:
- Развитие образовательного процесса в современной школе должно осуществляется через инновационный процесс.
- Теоретическую основу современных инноваций в системе образования составляет установка на человека как ценность в системе «человек — человек» и потребность в самообразовании, в знаниях о закономерностях и особенностях функционирования человека.
- Системность видения перспектив развития образования, понимания возможностей и условий становления и развития новых образовательных систем.
- Изменения в педагогической деятельности: новые цели, корректировка образовательных учебных планов и программ в соотношении с базовым стандартом, новые типы и системы школ и других образовательных учреждений — этот сложный противоречивый процесс преобразований невозможен без хорошо продуманной и тщательно организованной ОЭР на каждой экспериментальной площадке.
- ОЭР в школе (или другом образовательном учреждении) представляет целостный процесс, включающий в себя обоснование и актуальность тематики эксперимента, основной замысел, исходные позиции, предмет, гипотезу, цель, задачи ОЭР; логика и этапы, диагностика и конструирование педагогического процесса определяются с учетом достигнутого уровня педагогической деятельности и реальной готовности к преобразованиям.
Модуль №3. «Я — учитель - инноватор»
Реализация данного модуля ориентирует учителя на педагогическое творчество на базе инновационных процессов. В связи с чем акцент на третьем этапе самообразовательной деятельности учителя сделан на исследовательской стороне его подготовки и выражает следование принципу взаимодействия педагогической науки и практики. Поэтому в системе работы, через которую реализуется данный модуль, в первую очередь уделяется внимание формированию исследовательских умений и навыков.
В этих целях можно использовать микро задания исследовательского характера, включающий четыре этапа: .
Знакомство с основными направлениями и проблемами педагогических исследований на современном этапе. Актуальность тематики педагогических исследований для теории и практики. .
Первый этап – развитие творческой индивидуальности учителя, формирование у него способности выявлять, формулировать, анализировать и решать творческие педагогические задачи, а также развитие общей технологии творческого поиска: самостоятельный перенос ранее усвоенных знаний и умений в новую ситуацию, видение проблемы в знакомой ситуации, новой функции объекта, определение структуры объекта, видение альтернативы решения или его способа, комбинирование ранее усвоенных способов деятельности в новой применительно к возникшей проблеме, развитие критичности мышления.
Примерные задания:
- Познакомьтесь по авторефератам кандидатских и докторских диссертаций с актуальными проблемами исследований педагогической науки и практики. Зафиксируйте несколько заинтересовавших вас тем.
- На основе знакомства с актуальными темами научных исследований классифицируйте их по проблемам.
- По возможности проведите интервью с автором исследования, выясните его мнение о ситуации в педагогической науке и современной школе. Проведите подобную беседу с кем-либо из учителей. Соотнесите и проанализируйте полученные сведения.
Объект, предмет, цели и задачи педагогического исследования.
Второй этап – овладение основами методологии научного познания, педагогического исследования, введение в инновационную педагогику. Учитель знакомится с социальными и научными предпосылками возникновения инновационной педагогики, ее основными понятиями, творчески интерпретируют альтернативные подходы к организации школы, изучает основные источники развития альтернативной школы, знакомится с различными типами инновационных учебных заведений и т.д. На данном этапе происходит включение учителей в диагностику и анализ инновационной деятельности
Примерные задания:
- Изучите 4-5 авторефератов по педагогике. Выделите объект, предмет, цели и задачи исследований. Оцените их с точки зрения практической значимости.
- Дайте определение понятий «объект», «предмет» исследования, пользуясь специальной литературой. Дифференцируйте эти понятия.
- Выделите объект и предмет творческой работы по избранной вами теме.
Логика, этапы, методика педагогического исследования. .
Третий этап – освоение технологии инновационной деятельности. Знакомятся с методикой составления авторской программы, этапами экспериментальной работы в школе, участвуют в создании авторской программы, анализируют и прогнозируют дальнейшее развитие новшества, трудности внедрения.
Примерные задания:
- На основе авторефератов педагогических исследований составьте общую логическую схему их содержания, выявите их структуру, логику построения.
- Назовите основные методы педагогических исследований, пользуясь авторефератами и специальной литературой. Соотнесите выбранные авторами методы с целями и задачами исследования.
- Представьте методы вашего инновационного проекта, обоснуйте их выбор.
Критерии оценки качества педагогического исследования. Их научная новизна и значимость.
. Четвертый этап - практическая работа на экспериментальной площадке по введению новшества в педагогический процесс, осуществление коррекции, отслеживание результатов эксперимента, самоанализ профессиональной деятельности. На этом этапе формируется инновационная позиция учителя, как система его взглядов и установок в отношении новшества.
Примерные задания:
- По материалам авторефератов составьте таблицу, отражающую научную новизну и практическую значимость научного педагогического исследования, охарактеризуйте механизм взаимодействия науки и практики.
- Обозначьте круг теоретических научных положений, служащих базой инновационного проекта по избранной вами теме.
Развитие общества требует от учителя инновационного поведения, то есть активного и систематического творчества в педагогической деятельности. Инновационное поведение – не приспособление, а максимальное развитие своей индивидуальности, самоактуализация. Учитель должен проникнуться мыслью: если кто-то отказывается от части своих ценностей и идеалов, он нарушает свою моральную и интеллектуальную целостность, становится несчастным, утрачивает свободу. Свобода предполагает уважение себя, как личности. В обществе «существуют» специальные приемы, вынуждающие человека прекратить инновационную деятельность. Учителю полезно осознать, пережить и избавиться от психологических барьеров, «комплексов», мешающих реализации инновационной деятельности. Стандартизация поведения и внутреннего мира педагога сопровождается тем, что в его деятельности все большее место занимают инструктивные предписания. В сознании накапливается все больше различных готовых образцов педагогической деятельности. Это приводит к тому, что учитель может вписываться в педагогическое сообщество, снижая при этом уровень креативности. Для осуществления процесса формирования целесообразно разработать педагогическую модель формирования информационной культуры учителя в условиях инновационной деятельности, традиционно состоящую из таких компонентов как цели и задачи, функции, критерии и показатели результативности формирования, содержания деятельности по этапам, методов и организационных форм. К сожалению, есть немало материально-технических, финансовых, социальных трудностей, которые сдерживают инновационные устремления нашего учительства, мешают овладеть в требуемой мере современной духовной культурой, необходимой для творчества. Существует явное противоречие между возможностями и реальным состоянием педагогического сообщества в освоении и оценке нового.
Обществу нужны творчески мыслящие люди, специалисты, а это предполагает творческое освоение современных знаний. Разумеется, многое можно сделать с помощью проблемного обучения, но ведь оно требует больших затрат времени, чем объяснительно-иллюстративные методы, передающие знания в готовом виде. Необходим поиск новых подходов, обеспечивающих эффективность обучения, и он невозможен без инновационной деятельности учителя. Именно поэтому так важно сейчас стремиться развивать готовность каждого учителя к инновационной и научно – эксперентальной деятельности для роста профессиональной компетенции.